понедельник, 1 марта 2010 г.

Der Golem, wie er in die Welt kam

Снятый в 1920-м году фильм "Голем, как он пришел в мир" является результатом совместной работы ведущих представителей экспрессионизма Пола Вегенера и Карла Боэс. По этому  сюжету Пол Вегенеру уже удалось снять фильм в 1915 г., но работал он тогда вместе с другим режиссером, Генрихом Галеном. Этот фильм можно отнести к  одному из первых фильмов ужасов.

Голем не обладает способностью говорить и не имеет души. Он очень скоро набирает рост и сверхъестественную силу. Он покорно  исполняет свою работу, даже в субботний день, в то время, как иудаизм запрещает в эти дни выполнять какую- либо  работу. Но когда он выходит из-под власти человека, у него образуется слепое эго. Он способен даже убить своего хозяина.    

Фильм бросается в глаза уже своими крупными массовыми сценами. Все остальное кажется дилетантизмом. В первую очередь, это касается освещения, из-за которого выглядит так, что актеры, словно, время от времени, меняются  полами, в других кадрах, руки актеров иногда становятся настолько черными, что на них неприятно смотреть,  особенно в эпизодах с любовными сценами. Играют актеры тоже не на самом высшем уровне, кроме Голема, которого исполняет сам Пол Вегенер. Ему отлично удается  исполнить очень сложную роль Голема, роль существа постепенно  превращающегося в человека.

Замысел фильма является актуальным по сегодняшний день. Его можно сравнить с такими фильмами, как “Терминатор” или “Я – робот”. На вопрос:  “Имеет ли  человек право создавать себе подобного?”, пожалуй, следует ответить, не по религиозным соображениям. Например,  в фильме “Я – робот” создаются роботы, которые должны помогать и защищать людей. Однако, как это происходит и в реальности, зло всегда соседствует с добром, и роботы  становятся опасными для людей. Точно также здесь, Голем становится опасным.  И так будет всегда, сколько бы развитие  науки не двигалось  вперед.  Так что, с  уверенностью можно сказать, что человек не имеет на это никакого права.  Возникает также вопрос: “Является ли этот фильм семитским или антисемитским?”  Услышав постановку этого вопроса впервые, я сначала немного удивился. Мне пришла на ум мысль, а разве могут немцы снять фильм  про евреев? Если фильм сняли, и он дошел до наших дней, то  получается, что он антисемитский?. Однако, впоследствии я узнал о том, что существует некая наполовину еврейская наполовину  - немецкая -  легенда, на которую и основывается этот фильм. А ненависть к евреям у немцев появилась спустя несколько лет,  с  восхождением  Гитлера к власти.  Если рассматривать по фактам, выходит, то евреи в этом фильме спасаются. Раввин Леов осуществляет свой замысел, что является самым важным. А остальное, к примеру, как обращение к злым духам или фривольное поведение девушки, все мелочи,  и все это можно оправдать.  Прежде всего: цель оправдывает средства. Во втором я также не нахожу никакой логики, сколько не стараюсь вникнуть в мышление 20-х гг.  Просто, свободная любовь. Положительный персонаж Флориан влюбляется в еврейскую девушку. В  антисемитском фильме такой ход был бы  не допустим. Так что, если девушка была достойна любви, то  все остальное - не существенно. На этот вопрос я с небольшим колебанием отвечаю: Фильм был немного еврейским. Мой ответ основывается на финал фильма, где евреи спасаются. Понятно, что финал фильма не мог быть абсолютно нейтральным, в противном случае, фильм бы завершился неопределенным образом. А в другом решении, в фильме должны были гнать евреев, а кое-кого из них даже убить, думаю, что в этом случае, фильм стал бы слишком экспрессивным.

Действия в фильме разворачиваются в пражском еврейском гетто в конце 16 века. Раввин Леов глядя на звезды понимает, что его народу ожидает большое испытание. Рассказав о своем видении,   предводитель Иегуд решает собрать главарей гетто. Благодаря параллельному монтажу нам демонстрируется, что в этот момент Рудольф  II  подписывает декрет, согласно которому евреев должны изгнать из гетто, из – за возникших болезней,в котором типа они виновны .  Чтобы донести весть, в гетто отправляется молодой человек по имени Флориан. Параллельно с этим Раввин ищет пути для сотворения Голема. Кто еще сможет спасти евреев? Из книги он узнает, что нужно вызвать злого духа Астарота, чтобы выведать у него волшебное слово, которое оживит  изготовленного из глины Голема. Впоследствии сюжет развивается в двух направлениях: Флориан влюбляется в дочь Раввина Леова, которая ведет себя слишком фривольно. А Леов после успешных усилий получает приглашение в город, куда он отправляется вместе с новорожденным Големом. Во время пиршества мы видим первые человеческие эмоции глиняного Голема. Он желает поласкать девушку, но его движения столь резки и грубы, что попытка ласки превращается в удар. Леов решается показать один номер, и просит окружающих не смеяться и даже не улыбаться. Однако, его просьба не воспринимается серьезно и один юноша принимается всех смешить, из -за чего и возникает катастрофа. Во время катастрофы Голем спасает людей, удержав падающий потолок. Леову благодарят за это и он, словно совершив свой преднамеренно обдуманный  подвиг, возвращается   в город.  Возвращаясь к другому направлению сюжета нам демонстрируется, как помощник Раввина Леовы обнаруживает влюбленную пару. Он приказывает Голему вышвырнуть из комнаты затаившегося Флориана. Голем, не будучи искушенным, так и поступает. Однако Флориан бросается на него и пытается его убить. Голем сбрасывает Флориана с крыши дома и, результате устроенной ими потасовки, разгорается пожар.  Раввин Леов возвращается, а кругом начинают молиться за избавление от ужасного зла.  Голем взламывает ворота гетто и, увидев ребенка, берет его на руки.  Но ребенок неожиданно выключает постепенно становящегося похожим на человека Голема, достав из груди “Звезду Давида”. Существо, которое вот – вот  готово было стать человеком, превращают в скамейку. Именно таким образом заканчивается основанный на семитской  – немецкой легенде фильм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Постоянные читатели

Twitter

Архив блога